62e9f91c44ce9024ca439d4d
629d7105fc30dd16ce473a64
Михаил Аркадьев
В рецензируемой статье блестяще показано рождение лада из ритма — из ритма произносимого нараспев словесного текста (на­родного стиха). Это не противоречит общепринятым взглядам на происхождение лада из интонации, из высотных отношений, но сущест­венно уточняет их.

Л. Мазель Новая теория происхождения лада (о М. Харлапе)

Л. Мазель


НОВАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЛАДА


В настоящей заметке я хотел бы обратить внимание читателей на выдающуюся работу М. Г. Харлапа, опубликованную в очень инте­ресном сборнике, неизвестном, однако, боль­шинству музыкантов («Ранние формы искусства». Сб. статей. Составитель С. Ю. Неклюдов. Ответственный редактор Е. М. Мелетинский. М.( «Искусство», 1972, 480 с.). 


Называется работа: «Народно-русская музыкальная си­стема и проблема происхождения музыки». Ее объем — четыре с лишним ав­торских листа. Естественно, что наибольшие шансы решить трудные проблемы, связанные с историческим формированием собственно музыкальных зако­номерностей (прежде всего ладовых), с их вы­делением из первоначального синкретического единства, словесного текста и напева, имеют ученые широкого профиля и кругозора, твор­чески работающие как в области музыкозна­ния, так и в области филологии. М. Харлап и является таким ученым. Окончив Московскую консерваторию как пианист, он постоянно ин­тересовался вопросами темпа, метроритма, громкостной динамики, фразировки (это было связано с его многолетней концертмейстерской работой в дирижерских классах) и уже давно изучает соответствующие проблемы и законо­мерности в их преломлении в разных типах искусства и художественных стилях. О широ­те концепций М. Харлапа, размахе его иссле­дований, тонкости его анализа музыки дает представление, например, капитальная статья «Ритмика Бетховена»[// Бетховен. Вып. I., составитель Н. Л. Фишман. М., «Музыка», 1971, с. 370— 421.].


Менее известны среди музыкантов  филологи­ческие работы М. Харлапа: книжка «О стихе» (М., Гослитиздат, 1961), статья о «Медном всаднике» Пушкина («Вопросы литературы», 196.1, № 7), ряд статей в Краткой Литератур­ной Энциклопедии и другие.  Сочетание музыковедческой и филологиче­ской эрудиции позволило М. Харлапу еще в 40-х годах (он был тогда научным сотрудни­ком научно-исследовательского Кабинета при Московской консерватории) осветить в ряде докладов некоторые важные проблемы, относя­щиеся к метроритму, фразе, интонации в поэ­зии и музыке (к сожалению, эти доклады не изданы). В частности, М. Харлап впервые про­вел аналогию между звуком музыкальной си­стемы и фонемой словесного языка (эта анало­гия развита затем в моих работах; соответ­ствующая ссылка на М. Харлапа есть в книге «О мелодии»).


В рецензируемой статье блестяще показано рождение лада из ритма — из ритма произносимого нараспев словесного текста (на­родного стиха). Это не противоречит общепринятым взглядам на происхождение лада из интонации, из высотных отношений, но сущест­венно уточняет их. Ибо, как установил М. Харлап, самый ритм стиха обусловливался на ранней (фольклорной) стадии не количеством и длительностями слогов, и не акцентами, а закономерным чередованием высотных подъ­емов и понижений. Иначе говоря, ритм был интонационным. Обнаружение этого факта разрешает, в част­ности, многолетние споры о природе русского былинного стиха, которые велись среди фило­логов и музыкантов.


Но если ритм такого стиха определяется ин­тонацией, то его интонация, в свою очередь, имеет преимущественно ритмическое значение: она расчленяет стих, упорядочивает его и носит характер более или менее равномерный, «нор­мальный», а не особо экспрессивный. Отсюда другая поправка М. Харлапа к обычным пред­ставлениям: пение возникло не из повышенно выразительного, ярко эмоционального интони­рования, а из интонирования ритмико-синтаксического, фразировочного. Основа народного стиха — интонацион­ный параллелизм. Он предполагает в каждой единице стиха два интонационно выде­ленных момента, равноправных по значению и противоположных по функции (типа арсиса и тезиса, но не сильного и слабого времени). Собственно же музыкальное качество возни­кает, конечно, лишь вместе с определенными высотными интервалами.


М. Харлап считает, однако (и опять вопре­ки традиционным воззрениям!), первоначаль­ной формой музыки не монодию, а мно­гоголосие: точные интервалы — прежде всего консонансы — образуются сперва не внутри од­ноголосного напева, а в характерном для фольклорной стадии коллективном исполнении» требующем согласования различных одновре­менно звучащих вариантов напева. Кристаллизации же ладовых отношений между устоями (выделенными моментами) внутри од­ноголосного напева в особенно большой степе­ни способствовала широко распространенная в фольклоре форма бурдон а, где оба устоя могут быть соотнесены с выдержанным непо­движным тоном. Так возникает не только квар­товый, но и секундовый интервал между устоя­ми (один устой отстоит на кварту, а другой — на квинту от неподвижного тона). При этом секунда уже осознается как определенное ладомузыкальное качество, а 'не только как не­кая близкая высотная «дистанция».


Далее, если верхний устой может отстоять от нижнего как на секунду, так и на кварту, то оба эти варианта могут совмещаться в многоголосии, а затем и заменять друг друга в одноголосии. В итоге образуется трихорд (например, до — ре — фа) как ячейка лада, прежде всего пентатонного. Кроме того, может формироваться сходность функций звуков, отстоящих на терцию (ре и фа как верхние устои по отношению к до). Этот терцовый параллелизм (отнюдь не обязательный для любой музыкальной культуры данной стадии стал одним из коренных свойств русской народной музыкальной системы: каждая из двух функций представлена не одним тоном и не аккордом, а терцовым комплексом, в пределах которого звуки способны заменять друг друга.


Таково в кратком и схематичном пересказе основное аналитическое ядро работы М. Харлапа, иллюстрируемое автором соответствующими нотными примерами и стихотворными текстами. Работа, однако, отнюдь не сводится к этому ядру, включает аналитические наблю­дения в широкую историческую перспективу и, несмотря на сжатое изложение, свобод­на от схематизма. 


Статья носит характер не фольклористиче­ский, а историко-теоретический. Русская на­родная песня рассматривается лишь постоль­ку, поскольку в ней сохранились черты упомянутой' системы, характерной для древней стадии музыкального языка. Стадия эта в со­циально-историческом смысле старше антич­ного искусства, ибо соответствует более ран­нему (патриархально-родовому) типу общественных отношений, но в народно-русской системе она представлена в наиболее разви­том виде. 


М. Харлап различает в истории музыкаль­ного искусства три основные стадии, не исключающие переходных, промежуточных периодов. Лишь на последней стадии музыка до­стигла полной самостоятельности, приобрела способность существовать без слова, танца, обряда, вне какой-либо служебной (приклад­ной) роли. Это стало возможным только тог­да, когда поэзия отделилась от музыки, то есть когда расширение общественных связей и распространение письменности (а затем и книгопечатания) породили поэзию, обращенную к читателям, а не к слушателям. Антич­ная поэзия, как отметил еще Белинский, ори­ентировалась на слушателя и потому' была связана с музыкальной формой. В этом соче­тании музыка и была именно формой: в син­кретическом «мусическом искусстве» лишь словесная сторона считалась «творчеством» — «поэзиеи», музыкальная же сторона была «ис­кусством» — «техникой». При этом она своди­лась к ритмическим и мелодическим моделям, в которые «укладывался» поэтический текст (наоборот, в новое время вокаль­ная музыка обычно создается на готовый текст, который иногда, как, например, в мессе, служит основой для многих сочинений и не яв­ляется плодом индивидуального творчества). 


Такая музыка (античного типа) воплощала «этос», но не «пафос», «аффекты» и т. п., то есть не индивиду­альные чувства, которые стремится переда­вать новая музыка, а общий строй души, ее меру и гармонию. Они и выражались по­средством музыкального строя, гармонии (ла­да) и меры (метра). Самый метр понимался как соразмерность во времени (но не чередо­вание тяжелых и легких моментов), а лад — как согласованность тонов (но не тяготение одних тонов или аккордов к другим). Эта «вторая стадия» охватывает античность, средневековье, традиционное профессиональ­ное искусство некоторых стран Востока (дожившее до наших дней). Кроме пения она включает в качестве боковых ветвей деклама­цию и инструментальную музыку, подчиняю­щиеся, однако, тем же законам, модусам: дек­ламация — ритмическим, инструментальная музыка — ритмическим и ладовым. Огромное многообразие канонизированных, предустановленных форм метра и лада свиде­тельствует о высоком профессионализме музы­ки «второй стадии». От нее М. Харлап отлича­ет «первую стадию», тоже синкретическую, но чисто фольклорную, когда поэтическое творче­ство обращено не к читателям или слушате­лям, а к соучастникам, и когда не только творчество и исполнение, но и певец и аудито­рия еще слиты. Характерна для этой стадии импровизационная вариантность: нет устойчивого текста и напева, а также спо­собствующих устойчивости канонизированных метрических и ладовых форм. Для изучения этой стадии, а следовательно, и происхождения ладового мышления и собст­венно музыки, народно-русская музыкальная система имеет исключительное значение. В За­падной Европе подобный фольклор (то есть не испытавший никаких влияний профессиональ­ного искусства) не сохранился. Исследование же фольклора первобытных народов не дает достаточных результатов из-за «языкового барьера»: нераздельность стиха и напева в синкретическом искусстве требует от ученого не только знания соответствующего языка, но и профессионального филологического подхо­да к словесному тексту. И как раз отсутствие филологического подхода не позволило даже столь видному фольклористу, как А. Касталь­ский, пойти дальше изучения «особенностей» народно-русской музыкальной системы: охва­тить ее как целое он не мог.


Историко-теоретическая концепция М. Хар­лапа основана на тщательном изучении , как самих явлений искусства, так и трудов фило­логов и музыковедов (историков, теоретиков, фольклористов), в частности на критическом анализе различных гипотез происхождения му­зыки. Периодизация М. Харлапа имеет точки соприкосновения с периодизацией П. Сокальского, но существенно от нее отличается. Каж­дая стадия (эпоха) рассматривается М. Харлапом как единство ритмических и ладовых свойств, тогда как у Сокальского русская на­родная музыка отнесена по ритмическим при­знакам к первой эпохе, а по ладовым, в основном, ко второй. Но главное в периодизации М. Харлапа — ее тесная связь с характером соответствующих общественных отношений, с назначением и формами существования ис­кусства в разные эпохи и с принципиальными отличиями в трактовке важнейших сторон му­зыки— лада и ритма. Так, ритм имел на «пер­вой стадии» высотную (интонационную) осно­ву, на второй — временную, на третьей — ак­центную (аналогичные различия отмечаются М. Харлапом и в ладовой сфере).


Будучи вполне оригинальной, статья М. Харлапа кое в чем перекликается с трудами других советских музыковедов. Например, изучаемые Э. Алексеевым якутские напевы, еще не имеющие фиксированного звукоряда, видимо, относятся к раннему этапу той же «первой стадии», наиболее зрелый этап кото­рой представлен народно-русской системой. С другой стороны, В. Холопова дала в своей книге о ритме в творчестве композиторов XX века собственную классификацию различ­ных исторически сложившихся типов ритми­ки и показала их применение и развитие в му­зыке нашего столетия. Наконец, Е. Назайкинским высказаны — в его книге «О психологии музыкального восприятия» — ценные сообра­жения о ладообразующей роли метра. В заключение отмечу, что, хотя весьма на­сыщенная работа М. Харлапа акцентирует (в связи с профилем сборника) вопросы про­исхождения музыки, она фактически затраги­вает и многие другие проблемы, могущие стать предметом самостоятельных исследова­ний автора. Радует же в этой работе не толь­ко широта подхода, охват огромного материала, новизна и убедительность выводов, но и какая-то особо интенсивная пытливость мыс­ли. Впрочем, такая пытливость характерна для высоких образцов современного научного и художественного творчества вообще и на­шла прекрасное выражение в словах Б. Па­стернака: «Во всем мне хочется дойти до са­мой сути».


Музыкально-историческая и теоретическая концепция М. Харлапа принадлежит к числу тех, которые до этой сути доходят.


// Сов. музыка. — 1973. — № 9.

Фото: 

1. Л.А.Мазель (1967, из архива А.Жолковского)

2. М.Г. Харлап (80-е гг., из архива М.Аркадьева)

Комментарии: